Дарья Сергеева — Илицюань можно использовать в любой сфере
Дарья Сергеева снискала себе славу человека, который при всей своей любви к определенному стилю, все же не замыкается в его рамках. Дарья, является ярким примером полной погруженности в то, чем она занимается. И мне хотелось бы поделиться беседой с этим интересным собеседником и ярким представителем китайских боевых искусств.
Здравствуйте, Дарья!
Начну с обычного для подобных интервью вопроса: с чего все началось? Как вы пришли в боевые искусства?
В далекие-далекие времена, когда в нашей стране видеомагнитофон считался признаком достатка, а я только вошла в возраст, когда становятся интересны мальчики, мне «встретился» Джеки Чан…:)
В общем, откуда у меня появилась первая кассета с фильмом, в котором главного героя играет этот всем известный киноартист кунгфу, я не помню. Однако хорошо помню слова моей мамы: «Как ты можешь часами смотреть на этих прыгающих обезьян, дочка?». Я действительно могла смотреть несколько фильмов подряд, не отрываясь от голубого экрана. И мне там нравилось все: характер главных героев, акробатические трюки, придурковатые китайские шуточки, и, конечно же, сцены поединков.
Почему и откуда такая любовь?
Может кунгфу-вирус какой… 🙂 Тогда мне было около 12-13 лет.
Затем я сама записала себя в секцию по самозащите для женщин. А затем получила предложение продолжить тренировки по системе окинавского каратэ, представителем которого была наш тренер. Я с радостью согласилась, хотя дорога до места тренировок своим ходом занимала тогда почти 2 часа в одну сторону, а для девочки такого возраста это нелегко. Спасибо моим родителям, что они тогда не только не воспрепятствовали, но и поддержали мои начинания на пути боевых искусств. Я прозанималась несколько лет, и очень благодарна моей первой наставнице и школе за полученную дисциплину, и хорошую физическую подготовку. Всех благ ей и хороших учеников, ведь она до сих пор в строю и продолжает наставлять молодежь на путь истинный!
После перерыва на подростковую романтику и первую любовь, в течение которого я совсем забросила боевые искусства, в возрасте 23-х лет я, случайно, встретила своего нынешнего учителя, тренера и наставника — Александра Валентиновича Скалозуба. Благодаря одному симпатичному молодому человеку, пригласившему меня в гости на свою работу, то есть в спортивный клуб «КАНОН», поплавать в бассейне, поработать по снарядам и попить китайского чаю, я приобрела ценные знакомства, которые впоследствии изменили всю мою жизнь. Буквально, через пару месяцев знакомства, мне посчастливилось встретиться и пообщаться с грандмастером Чин Фансёном, что не могло не повлиять на ум неофита.:)
Один раз, по-настоящему прикоснувшись к этому волшебному миру самопознания, я больше никуда не уходила.
Что вы нашли в китайских единоборствах? В чем их принципиальная разница с японскими и корейскими аналогами?
Обычно я не сравниваю. Корейские стили не изучала. Японские стили хороши жесткой дисциплиной. Китайские — свободой от нее. Много зависит от людей, кто практикует ту или иную систему, от их харизмы. Можно ли их назвать аналогами друг друга? Ну, для меня это, как назвать розу аналогом тюльпана:)
Почему именно илицюань? Чем этот стиль привлек вас, учитывая все ветвистое многообразие китайских школ единоборств?
Хороший стандартный вопрос. Все началось с того, что я встретила шифу Александра, и он меня заинтересовал как личность. Я наблюдала за ним около полутора месяцев, как он ведет занятия, что говорит, каков в общении с учениками, то есть я впитывала то, что дала ему лично система Илицюань. Внутренне почувствовав, что именно этот харизматичный человек сможет меня развить и дать что-то, о чем я еще и понятия не имею, а только слегка интуитивно ощущаю. В мае 2004 года я попросилась к нему в ученики.
Было дело, что меня отговаривали знакомые из клуба, объясняли, что Илицюань — это очень сложно, ну просто жесть. Я отвечала только одно: «Я все же попробую».
Я тогда мало интересовалась вообще миром. Оставила предыдущую работу через полгода занятий, полностью посвятив себя новому увлечению, и это постепенно превратилось в практику 24/7. Постригла ежиком волосы, выкинула косметику, набрала спортивной одежды и… ушла жить в клуб Канон. Вопросом почему именно Илицюань, я вообще не задавалась. Я думала, что все тренируются именно так как и мы. Лишь позже я узнала, что во «внешнем мире» представители разных стилей делят все на «внешнее и внутренее», говорят что «с помощью тайчи больше нельзя драться», и что типичный представитель внутренних боевых искусств это хилый телом шизотерик, который гоняется за энергиями и тонкими телами. Ну-ну…Не на тех напали! :))
Прозанимавшись уже более 13 лет Илицюань, я могу вам описать все прелести и уникальности нашей системы, но ограничусь лишь несколькими фразами. Это основа всего. Бесформенный Илицюань способен создать миллион техник, если они вам нужны. Он заставляет идти вглубь своих эмоций, мыслей и возможностей своего тела. Илицюань можно использовать в любой сфере, в которой используется человеческое тело и ум. Так как именно познанием взаимосвязей тела и ума он и занимается. Философия, самозащита, оздоровление, в рабочей сфере или личной жизни, для юнцов или почтенных стариков — для всех подойдет. Так как от себя не убежишь, и пока мы в этом материальном мире и живем в этом человеческом теле, нас будет интересовать наше внимание, сознание и взаимоотношения самих с собой и себя с окружающим миром.
Создатель илицюань Цзэн Лицян утверждал, что впитав в себя аспекты многих школ, он пришел к определенному логическому заключению нажитого опыта в виде указанного стиля. Это понятно, как правила, многие мастера, да и просто кто увлекается единоборствами, не останавливаются на чем-то одном.
Но лично меня настораживают, когда о мастере говорят, что он овладел многими школами и, разочаровавшись в них, создал свою. Как это понимать, если только одним боксом можно заниматься годами, оттачивая, казалось бы, неказистую технику?
Мне посчастливилось быть лично знакомой, а также учиться напрямую у грандмастера Чин Ликюна. Это правильное произношение его имени. Очень веселый и добродушный человек был. Однако в некоторых случаях прямолинеен, как настоящий китайский мастер. Например, он считал, что с учеником вообще и говорить то не стоит и не о чем, ведь «он даже не знает, что делают его руки». Это знаменитая его фраза. И мог в открытую сказать другим ученикам, чтобы проваливали прочь, а он будет объяснять тому, кто уже приобрел чувствительность и хорошее внимание. Думаю, эти примеры должны характеризовать моего шичжоу, то есть прадеда-наставника, как человека открытого и говорящего искренне. И если бы он хотел написать в истории Илицюань, что он разочаровался в предыдущих стилях и поэтому создал свою систему, то он так бы и написал. А он передал потомкам следующее: » Я занимался у трех разных шифу, и понял суть этих учений. И у меня появилась потребность собрать всю эссенцию методик в одной системе«. Это и стало Илицюань тогдашнего времени. Хочу обозначить, что Илицюань — это живая, изменяющаяся в ногу со временем система. И в том виде, в котором мы имеем это сейчас, с мощной и глубокой философией, четкими базовыми упражнениями по проработке тела, за это мы должны быть благодарны сыну Чин Ликюна — мастеру Чин Фансёну. Именно он существенно повлиял на эту часть системы и обогатил ее арсенал особым мировоззрением на ментальную составляющую человека. А на него повлияли 10 лет работы в буддийском монастыре. Отец и сын вместе убирали лишнее, выделяли необходимое и усиливали лучшее.
Мы все выросли на романтическом ореоле восточных единоборств, часто повторяя словосочетание «философия боевых искусств». Будучи студентом-философом я посвящал этому свои публикации и курсовые исследования, но с годами осознал, что мне непонятен этот термин.
Что такое «философия боевых искусств»?
Философия в Илицюань — это наши глаза. То есть как мы видим все и всех. Это наша точка зрения. Есть хороший пример, иллюстрирующий мои слова. Вот сижу я сейчас в Якитории и отвечаю на ваше интервью. Я сижу лицом к двери, и вижу как в зал входят новые люди. А вы, к примеру, сидели бы напротив меня, то есть спиной к двери, и из-за вашей точки зрения не могли бы видеть входящих в зал людей. Могли бы мы поговорить с вами об этих людях? Вряд ли. Для начала мы запнулись бы на первом шаге: а есть ли люди.
И спорили бы.
А к согласию бы прийти не могли. А ведь вам всего лишь надо было бы пересесть и с моей точки зрения увидеть дверь и что там происходит. И тогда спора бы не было, ибо философия у нас получается одна. Философия — это то, что помогает увидеть искомое. В философии Илицюань есть принципы и концепции. Принципы объясняют, что надо искать, концепции же связывают теорию с практической реализацией.
Как в продолжении темы хотел бы спросить, как нам – людям типично западного склада ума, европейцам, американцам, по-настоящему осознать такие категории, как «пустотность», «путь», «не-деяние»?
Изучайте Илицюань!:)
Мы идем и через проявления физических процессов и через ментальных. Мы — детективы. Мы исследуем как наше тело влияет на наш ум и наоборот. А через практики боевого искусства отдача, правильно ли ты понял или нет, приходит быстрее.
Часто можно встретить высказывания тренеров по восточным единоборствам, что тот или иной стиль является «боевым», что в условиях спортивной схватки, они не могут продемонстрировать свое грозное искусство. Но возьмем ваш опыт участия в турнирах по муай тай, саньда, у вас же получилось.
Как вы адаптировались к незнакомой технике? И почему у вас получилось, у многих других нет?
Есть некоторые «мастера», которые обладают знанием смертельной техники: выколоть глаза, оторвать гениталии и т.д., и поэтому их ученики не могут участвовать в спортивных состязаниях, так как это нельзя применять, и поэтому нельзя продемонстрировать технику стиля. А что, на улице можно, если что сразу убивать, глаза вырывать? А в тюрьму не хотите с отягчающим обстоятельством под названием «он еще и занимался боевым искусством»? Да и реально, мало кто внутренне готов к реализации таких действий. Можете для проверки хотя бы взять и схватить зубами своего спарринг-партнера за яйца, преодолеть свою брезгливость. Если сможете, то может и глаза есть шанс выдавить. Тьфу на таких мастеров!
Есть некоторые «высокого ума спортсмены», которые говорят, что спортивные поединки — это вообще реальнее реальности. А за последние несколько лет, мы с вами стали свидетелями нескольких случаев, когда спортсменов уровня заслуженных мастеров спорта убивали за несколько минут на улице как детей. А почему? Да потому, что спортивные единоборства означают поединок один на один по определенным правилам. И действительно в них имеет место быть обуславливание ума и порой появление самоуверенности у бойца, а как следствие он недооценивает ситуацию и не может найти подходящее решение. Такие спортсмены для меня также обусловлены, как и горе-мастера.
Мне порой задают вопрос:» А что вы будете делать, если на вас нападет маньяк?» Я отвечаю коротко: «Ему со мной будет нелегко». И это все, что можно гарантировать. Улица непредсказуема. Когда вы практикуете боевые искусства, любой спорт, вы повышаете свои шансы. Кто ничем не занимается, будет иметь меньше шансов, чем вы. Вы — чуть больше. И принятие этой неопределенности и понимание этого в разы повышает шансы на нахождение адекватного выхода из конфликтной ситуации. В Илицюань мы учим принимать неопределенность. И уметь этим пользоваться.
За других людей думать не могу, но что касается моего опыта в соревнованиях по контактным видам: тайцзитуйшоу, муай тай и саньда, то я просто участвовала там, где мне было интересно и, где были менее ограниченные правила. Для меня участие в соревнованиях это просто часть тренировочного процесса. Посмотреть на то, что творится с мозгами до поединка, во время и после. Неважно выигрываешь или проигрываешь. В моей голове нет разницы в технике — это всегда МОИ руки и МОИ ноги, что бьют, подсекают, захватывают. Порой то, как я выглядела в поединках по разным правилам, обусловливалось ограничениями правил и то, какой рисунок боя был у соперника. Я лишь как зеркало. Но мой ум бесформеннен. Именно этому научили меня мастера Чин Фансён и Александр Скалозуб. Если что-то по правилам было запрещено, то для моего ума, это было лишь поставленной задачей, подобной тому, как если бы вам сломали одну руку на улице, а вам бы пришлось продолжать драться за свою жизнь. Ну, интересно же! Вот и мне было интересно! А если так попробовать, а если этак…, а как итог — в любых ситуациях нужно придерживаться ментальных и физических принципов, которые и позволяют адаптироваться к любой ситуации. Изменяться с изменениями! Вот такая тренировочка в конфликтных ситуациях 🙂
Чин Фансён, живя и тренируя в Штатах, утверждал, что переосмыслил концепцию преподавания боевых искусств и создал первую программу обучения илицюань, основываясь на традиции чань.
В чем же его принципиальная новизна? Не является ли это некой попыткой вестернизировать китайские единоборства?
Это не попытка. Он это сделал. Европейцы любят получать ответы и только потом что-то делать. Это их ментальность. А китайские боевые искусства подразумевают безоговорочное подчинение своему наставнику без осмысления надобности для чего и зачем все нужно. Думаете, что европейцы захотят учиться, когда им надо бросить семью, работу, и жить рядом с учителем лет двадцать и при этом получать одно мычание в ответ на свои вопросы? Европейский ум очень пытлив. Он хочет получать все и сразу. И тогда он готов работать. Проблема китайских боевых искусств, что традиционным методом можно обучить всего лишь нескольких очень близких, постоянно живущих рядом учеников. Поэтому идет постепенное вымирание традиций. Мастер Чин Фансён потратил много времени и усилий, чтобы его искусство жило и стало доступно всем желающим, независимо знают ли они китайскую культуру и язык или нет. Он не «вестернизировал», он нашел единый мировой язык. Сильная философия, научная основа, четкие механизмы работы тела для получения целостной внутренней силы, понятные методы взращивания энергии без «китайских чудачеств» — мастер Чин Фансен «перевел» непонятную традицию на наш лад.
Илицюань напрямую касается аспектов философии чань-буддизма и даосизма. Правильно ли я понимаю, что уклон делается именно в традицию чань?
В понимании «пустоты» и «пути» вы исходите, в большей степени, из какой традиции, ведь изначально эти категории в чань и в даосизме трактовались различно, несмотря на внешнее сходство?
Философия Илицюань основывается на принипах чань-буддизма и тайчи. Тайчи — это не тайцзицюань. Стиль тайцзицюань также основывается на принципах тайчи. То есть на приципе Не-сопротивления и баланса инь и ян. Мы можем сделать отдельное интервью по терминологии Илицюань, если читателям будет интересно мое видение.
Чтобы вы хотели пожелать или посоветовать читателям?
Желаю Вам многочисленных жизненных шансов!
Советую Вам их не упускать! :)))
Спасибо за интересные вопросы и ваше внимание!
Добавить комментарий